По многочисленным просьбам читателей газеты «Труд виног­радаря» редакция начинает публикацию статей об истории Андреевки. Автор ниженапечатанной статьи Н.Н. Панфилов.

В материалах Крымского областного архива, а также в экспози­циях Крымского краеведческого музея имеются достоверные ис­точники о далеком прошлом Андреевки и наших землях, на кото­рых мы выращиваем виноград.

Будучи в 1964 году в командировке, мне пришлось несколько дней покопаться в материалах Симферопольских учреждений. Находил я и исторические карты нынешней Андреевки с нанесен­ными всевозможными условными обозначениями в этом районе. Просматривал статистические справочники, изданные в Санкт- Петербурге в 1865 году, в которых подробно описывается гео­графическое расположение и экономический характер поселка.
А теперь о прошлом.

Zerkalo istorii — istoriya sela Andreevka

Когда-то давно, еще за несколько веков до нашей эры, в Крыму обитали многие народности. Вблизи нынешней Андреевки, кото­рая именовалась Аклеиз, производились раскопки пещер. В них были обнаружены кости первобытных людей и некоторые пред­меты, которые даже не имели своего названия.

Позднее здесь обосновались тавры.

Сегодня местность наших земель сплошь покрыта курганами. Многочисленные сопки по некоторым источникам хранят захоро­нения тавров. От слова «тавры» происходит и название Крымско­го полуострова - Таврия. Позднее полуостров был переимено­ван по названию другой народности - караимы, и стал именовать­ся Крым. Во время существования Херсонеса здесь жили греки, которые распространяли свое владение на север вдоль побере­жья Черного моря, включая наши земли.

Татары появились в Крыму в 1223 году. Позже здесь обосно­валась Золотая Орда. Крымское ханство просуществовало здесь до 1783 года, пока Екатерина Великая своим Указом не включила Крым в состав России.

В период крымского ханства на территории нынешней Андре­евки, кроме нискольких татарских глиняных мазанок ничего пс существовало. Здесь в летнее время находились чабаны. Боль­шая площадь земель пустовала, по ней бродили отары овец.

После Указа Екатерины в Крыму была учреждена Тавричес­кая губерния. Земли в то время были малонаселенными. Сюда пребывали только переселенцы российской глубинки.

Крупным землевладельцем в Каче стал некий князь Александр Михайлович из дома Романовых. По его имени поселок Кача дол­го носил название Александро-Михайловск. А владельцем наших нынешних земель вплоть до 1908 года был род помещиков Сусоевых.

В архивных материалах не упоминается о состоянии хозяйства Сусоева. В сборнике списков населенных мест Российской импе­рии под № 12, изданном в 1865 году в Санкт-Петербурге, в раз­деле Симферопольский уезд Таврической губернии под № 240, страница 16, упоминается, что по правую сторону проселочной дороги из Евпатории на Севастополь кроме других населенных пунктов на мысе Лукулл рядом с Аджи-Булатом находится дач­ное поселение Аклеиз.

Более подробно о состоянии помещичьего хозяйства в конце 19 - начала 20 столения рассказывают старожилы. В частности, жи­тельница пос. Кача М. Долгополова, лично работавшая на поден­щине у помещика Сусоева.

Сам владелец, расказывают старожилы, жил в каком-то городе на Севере. Здесь его хозяйством управлял внук, который вечно ездил на линейке по полям с плетью. Помещичьи строения были захудалыми. Везде росли сорняки. В хозяйстве в основном рабо­тали мужчины. Жили они в землянках. В поле выезжали на волах.

И только кучер дядя Андрей прокатывал с хозяевами на выезд­ных рысаках.

В годы сплошной коллективизации хозяйство Андреевка отли­чается от других сел некоторой особенностью. Окопавшиеся здесь кулаки в лице Гарвартов и Фуста оказывают представителям Со­ветской власти, проводившим коллективизацию, упорное со­противление. Впоследствии они были раскулачены и высланы за предель! Крыма. А на базе хозяйства было создано подсобное хозяйство Качинской летной школы им. Мясникова. Как извест­но, Мясников был одним из знаменитых русских летчиков.

Ровно одиннадцать лет просущесвовало в Андреевке подсоб­ное хозяйство летной школы. Среди нынешних жителей поселка можно еще и сейчас встретить тех, кто работал в тот период на подсобном хозяйстве.

Дениса Денисовича Зарапина в поселке знали все. На житель­ство сюда в Андреевку он переехал из Запорожской области еще в 1935 году. Первое время работал в этом хозяйстве конюхом и получал 96 рублей в месяц. Жил он хорошо.

Подсобное хозяйство в то время называлось фабрикой мяса. Здесь была крупная свиноводческая ферма. Свинарники были расположены вблизи моря. На полях хозяйства выращивались зерновые культуры и овощи. Здесь была хорошая столовая. Пи­тание для рабочих было недорогим.
Осенью 1941 года, когда немецким войскам удалось подойти к Севастополю, попавшие в Андреевку оккупанты в недоумений почесывали затылки:куда подевались из свинарников животные? Зимой, когда похолодало, немцы превратили пустовавшие сви­нарники в жилые помещения. В них они нашли и свои могилы.

По рассказам старожилов, в частности Анны Янковой, в то время среди местных жителей были патриоты, которые поддер­живали связь с защитниками Севастополя, передавая им ценные сведения о местонахождении фашистов.

Так зимой 1942 года был уничтожен сброшенной с самолета бомбой, до отказа наполненный немцами свинарник.

В годы временной оккупации Крыма Апдреевкой управлял немецкий комендант. Им был назначен староста, некий Червяков. Людей в то время немцы силой принуждали выходитыш неопла­чиваемую работу.

Одажды приехал немецкий офицер. Он долго осматривал мест­ность, знакомился с хозяйством. А перед его отъездом стало извег стпо, что это был Гофма! I - выходец из потомков тех самых Гофма- пов, которые в 1920 году оставили Андреевку и морем отплыли в Германию.

Надо сказать, что приведенный выше пример с гибелью нем­цев в свинарнике, был не единичным.

На наших совхозных полях в то время нашли себе могилу сотни фашистов и много немецкой техники. О том, как стонала наша земля от разрывов своих же снарядов, чтобы не допустить фаши- ' стов к городу, можно прочитать в статье участника обороны Се­вастополя, полковника запаса Д. Пискунова «Они были первы­ми», напечатанной в газете «Слава Севастополя» 19 ноября 1966 года: «В первых боях за Севастополь выдающуюся роль сыграли 10-я и 30-я батареи береговой обороны. 30 октября 1941 года они нанесли мощный удар по вражеским танкам и пехоте, вышед­шим к поселку Кача». Далее приводится рассказ командира 10-ой батареи Магушенко, который сказал, что в этот день батарея раз­громила прямой наводкой мотоколонну противника с танками, вышедшую к Каче со стороны г. Саки по приморской проселоч­ной дороге. Командир 30-ой батареи Александер рассказывал автору статьи, что когда корректировщики правого поста бата­реи, расположившиеся севернее Качи, а потом корректировщики поста на высоте 103,3 м доложили о продвижении к Севастополю противника, батарея в этот день своим огнем уничтожила много вражеских солдат и автомашин. С этого момента и началась геро­ическая оборона Севастополя в 1941 году.

Андреевка была освобождена советскими войсками от гитле­ровских оккупантов 16 апреля 1944 года. Под Севастополем еще продолжались бои за освобождение от врага, а в поселке уже работала трофейная комиссия.

Людей тогда в Андреевке было мало. Несколько человек, спо­собных держать оружие в руках, ушли на фронт под Севасто­поль, а оставшиеся жители, среди которых было 30 женщин и полдесятка стариков да подростки, оставались работать на воль­ной земле.

Члены трофейной комиссии созвали собрание жителей, на кото­ром Д.Д. Зарапина избрали старшим уполномоченным поселка. Тогда-то ему, старику, и пришлось поломать голову, с чего сле­дует начинать возрождение хозяйства, к какой вышестоящей орга- низациии его присоединить. «Волги» тогда не было и в помине. Денис Денисович с палочкой в руках пешком добрался до Бахчи­сарая. Там его спросили есть ли в хозяйстве поливные земли, на которых можно выращивать овощи. И когда узнали, что поли­вных земель нет, отказались присоединить к себе это хозяйство. Так люди первое время и трудились без всякого снабжения и без фиксирования хозяйства.

Как только в первой половине мая 1944 года Советские войска освободили Севастополь, из горсовета было получено письмо, в котором сообщалось, что андреевское хозяйство присоединяется к симферопольскому тресту столовых и ресторанов. И вот Денис Денисович Зарапин, как уполномоченный, пешком спешит в Сим­ферополь за помощью. Первое, что было прислано в Андреевку, это два верблюда для работы в поле;

Легко сказать верблюды. А как на них работать, чем кормить, когда поить, во что запрягать? Об этом никто не знал. Подходишь бывало к верблюдам, а они начинают фыркать и плеваться. Целая беда. И все-таки приспособились. Научились ухаживать за диво- видными животными. Сделали для них шлейки из парусиновых шлангов, а в качестве телеги был использован старый трактор­ный прицеп. Захотят было люди, рассказывал Зарапин, поехать в Качу в кино, садятся на тракторный прицеп, запряженный верб­людами, за 15 - 20 минут приезжают в Качу. А учеников на верб­людах возили на целую неделю в школу в поселок Булганак. Так и обходились до тех пор, пока из Симферополя не прислали пер­вый трактор. Это был немецкий «Бульдог», сохранившийся сре­ди трофеев.

Подошло время убирать хлеб, а жатки для трактора не нашли. К счастью хозяйство в скором времени снова стало подсобным одной из воинских частей. Оттуда и прислали машины.

В 1950 году подсобное хозяйство Андреевки было передано совхозу «Севастопольский», как отделение №3. И только неболь­шой участок земли в долине по обеим сторонам шоссейной доро­ги был передан под лесопитомник Зеленстрою, А на базе отделе­ния №3, решением соответствующих органов, в феврале 1960 года был образован самостоятельный винсовхоз "Качинский», который вошел в созданный позднее винкомбинат «Золотая балка»

Н. Панфилов